Народный театр – народное драматическое искусство, представленное в разных видах и формах драматического исполнения. Под народным театром принято понимать и народную драму, и кукольный народный театр, и такие народные зрелища, как вертеп, раёк и балаган.

Истоки народного театра были заложены в народных обрядах: уже там появляются маски, грим, костюмы, реквизит. В зимних святочных играх, карнавалах ряженых использовались маски, представлявшие животных: козу, медведя, петуха, коня, быка. Изображались мифические существа: смерть, кикимора. В народных святочных игрищах представлялись люди разных сословий: барин, барыня, мастеровой, купец, торговец.

Свадебный обряд являл собой сложный игровой комплекс свадебных действий с распределением «ролей» между участниками этой «игры», песенным и текстовым «репертуаром», закрепленным за каждым из участников свадебного обряда. Например, невеста обязательно плакала, причитала, выражая свое горе и неудовольствие предстоящей разлукой с семьей, пока она была в доме родителей. Но как только она приезжала в дом жениха, ее поведение менялось, ибо она должна была проявлять покорность и довольство будущей жизнью в новой семье.

Мужчина, исполнявший на свадьбе роль дружки, должен был перевоплощаться, развлекать и смешить гостей своими приговорками- монологами, вызывать их на шуточные диалоги-перепалки. Недаром в народе говорят «играть свадьбу», подчеркивая ее игровую сущность.

Элементы театрального действия были заложены и в игровых хороводных песнях, которые возникли в древности как средство обучения молодежи и передачи ей жизненного опыта старших поколений. Исполнение многих игровых песен сопровождалось имитацией трудовых процессов.

Особую, чрезвычайно яркую страницу народной театрально-зрелищной культуры составляют ярмарочные увеселения и гулянья в городах по случаю больших календарных праздников (Рождество, Масленица, Пасха, Троица и пр.). Или во время событий государственной важности (коронование на царство, торжества в честь военных побед и т.п.). Расцвет гуляний приходится на XVIII— XIX вв.

Обычно во время гуляний и ярмарок в традиционных местах возводились увеселительные городки с балаганами, каруселями, качелями, палатками, в которых продавалось все – от лубочных картин до певчих птиц и сладостей. Зимой добавлялись ледяные горы, доступ на которые был совершенно свободен. Драматические игры и представления еще в начале XX века составляли органическую часть праздничного народного быта, будь то деревенские посиделки, духовные училища, солдатские и фабричные казармы или народные гуляния.

Звание «Народный театр»

В СССР с 1959 года звание «Народный театр» присваивалось успешным самодеятельным театрам с постоянной труппой, обширным репертуаром и залом для регулярных спектаклей. Таким театрам выделялось государственное финансирование. На 1974 год в СССР было свыше 2 тысяч народных театров, включая 50 музыкальных народных театров.

Звание «народный театр» дают за высокий художественный уровень исполнительского мастерства, подтверждаемый результативностью участия в городских, республиканских, региональных, всероссийских и международных конкурсах, смотрах и фестивалях – лауреаты и дипломанты I, II, III степеней не менее 2-х региональных, межрегиональных, всероссийских, международных фестивалей, смотров, конкурсов, формирование и пополнение репертуара высокохудожественными произведениями, отвечающими требованиям жанровой направленности  коллектива; за организацию на постоянной основе репетиционной и гастрольно-концертной деятельности, участие в культурно-массовых мероприятиях, а также театр должен иметь коллектив-спутник, обеспечивая при этом преемственность поколений.

В городе Рославле Смоленской области в настоящее время существует два народных театра: «Лица» и «Первый класС».